В России рекордно выросло число кредитных карт
Количество кредитных карт у россиян по итогам III квартала увеличилось на 2,2 миллиона и составило 45,2 миллиона единиц.
Этот показатель стал рекордом последнего десятилетия, заявляет ЦБ. Бюро кредитных историй объясняет подъём тем, что банковские клиенты переходят на карты «Мир», снижаются рыночные ставки, картами удобно пользоваться, по кредиткам предлагается программа с выгодным кешбэком, агрессивно работает реклама, привлекающая медийных лиц. Разберемся в банковских методах управления рисками, ставках и опасности такого продукта.
Завершившийся III квартал минувшего года показал увеличение портфеля кредиток на 2,2 миллиона новых карточек, достигнувшего на 1 октября 45,2 миллиона единиц, сообщает ЦБ. Это стало максимальным приростом с 2012 г., тогда в I квартале увеличение показателя было аналогичным, составив 24,7 миллиона штук.
О рекордном росте выдач таких карт заявляют и БКИ. По замечанию гендиректора «Скоринг Бюро» (бывшего «Эквифакса») Олега Лагуткина, сейчас происходит ускоренное развитие этого рынка.
Он объяснил увеличение количества кредиток у россиян переходом на использование карт национальной платежной системы «Мир», стремлением населения обеспечить для себя резервирование заемных денег, инфляционными ожиданиями граждан.
Директор маркетинга Нацбюро кредитных историй А. Волков подтвердил рекордный показатель по выдаче кредитного пластика за III квартал минувшего года. Причину такой динамики он находит в снижении ключевой ставки регулятора и сокращении ставок на рынке. А сами россияне проявляют интерес к такому способу получения заемных средств из-за его технологичности, комфортности в пользовании, периодов льготного применения и кэшбэков.
По словам Алексея Волкова, нужно учесть, что всеобщая неопределенность заставляет банки пользоваться таким инструментом, как лимиты по картам, для эффективного управления кредитными рисками. Выдавая новые карты в III квартале учреждения-эмитенты стремились сократить риск, диверсифицируя относительно доступные лимиты. Так, средний уровень персональных кредитных рейтингов всех пользователей карт уже долго составляет 466 баллов (минимальное и максимальное значения соответствуют 1 и 999).
Крупные банки сообщают, что диапазон увеличения выдач кредитного пластика составил 10–24%. В РНКБ констатируют подросшие на 24% показатели по оформленным картам за III квартал по количеству в сравнении со II, а среднего чека по лимитам — на 23%. Спрос вырос благодаря преимуществам такого продукта по отношению к традиционным наличным кредитам — он используется как «запасной кошелек». «Открытие» фиксирует увеличение выдач кредиток на 18% по количеству и на 23% по суммам лимитов, отметив в качестве главного фактора этой динамичности проведение акций для пользователей. В ВТБ рассказали об увеличении числа оформлений на 10% за июль – сентябрь в сравнении с апрелем – июнем, но средний размер лимитов ведет себя более спокойно. О положительной динамике по возрастанию запросов и выдач сообщают из ПСБ, Росбанка, Совкомбанка, УБРиР.
По пояснению финансового эксперта, автора Телеграм-канала «Экономизм» Алексея Кричевского, кредитная карта относится к наиболее простым для получения заемным продуктам. Если ей пользоваться грамотно, она принесет больше пользы, чем потребительская ссуда, так как обеспечена беспроцентным периодом, возобновляемым кредитным лимитом, который можно увеличивать при правильном пользовании без просрочек, и кэшбэком в форме бонусов типа миль при полетах, литров при заправках.
Как отмечает аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова, наблюдается изменение безналичных платежей в сторону большего удобства и увеличения их объёмов, а у кредиток как раз есть нацеленность на такие операции, потому что при снятии кэша часто берутся комиссионные. Она назвала среди основных факторов, повлиявших на укрупнение банковских портфелей по такому направлению, агрессивность рекламы, привлекающий медийных личностей, настойчивость в предложении кредитных карт как бесплатных бонусов к любым банковским продуктам в виде запасного кошелька, высокие кэшбэки, удобство пользования ими.