YouTube блокирует сотни популярных спортивных проектов в России за рекламу букмекеров: последствия для авторов и рынка
Массовое закрытие популярных спортивных каналов прокатилось по российскому сегменту видеохостинга с началом 2024 года.
Многие знаменитые блогеры и целые медиапроекты оказались заблокированы по требованию руководства YouTube, которое больше не намерено игнорировать размещение рекламы букмекерских контор, вроде Melbet, Pin Up или 1xBet.
Призывы поиграть в Megapari, Parimatch или создать аккаунт на pinupregistration.com, довольно часто звучат на просторах интернета. И если для большинства людей подобные развлечения вряд ли могут нести отрицательный окрас, то игроманам стоит держаться от таких игр как можно дальше. Власти в первую очередь беспокоятся именно об этой категории игроков, и блокировки рекламы – один из инструментов такого контроля.
Волна блокировок
Список каналов, прекративших существование на видеохостинге, по-настоящему впечатляет. Бесследно исчезли "Скользкий лед" с аудиторией в 124 тысячи подписчиков, спонсируемый букмекером Winline, Kamil Time (42 тыс. подписчиков) о единоборствах, канал Acoolfifa блогера Акылбека Бисикенова (911 тыс.), который сотрудничал с BetBoom. Огромную популярность имел и "футбольный" "Футбольник" (371 тыс. подписчиков), финансируемый все той же Winline.
Удар пришелся и по медиафутболу – закрылись проекты команд "Чисто Питер" (спонсор BetBoom) и Dmedia (Winline), а также блогера Андрея Сибсканы из "Амкала" (ставочная компания "Пари"). Досталось и менее известным ресурсам, деятельность которых также была неразрывно связана с букмекерской индустрией.
Причиной столь масштабной "зачистки" стало повсеместное игнорирование запрета на размещение букмекерской рекламы. Ранее YouTube если и ограничивал отдельные ролики с интеграциями, то относился к блокировкам весьма избирательно. Теперь же видеохостинг занялся глобальным пресечением подобной практики.
Последствия для авторов
Многолетнее попустительство со стороны платформы привело к тому, что большинство успешных спортивных медиа были в значительной степени зависимы от букмекеров как источников финансирования. Неожиданная и повсеместная блокировка каналов стала для многих настоящим шоком.
"Канал удалили 2 января, – рассказывает руководитель "Чисто Питер" Илья Балакирев. – Перед этим YouTube удалял ролики по одному – началось в 20-х числах декабря. Первая реакция – шок. Многие желают начать Новый год с чистого листа, но мы этого точно не планировали".
Пострадавшие авторы оказались вынуждены в спешном порядке создавать новые каналы. Но оперативно перетянуть подписчиков, привлечь аудиторию и заинтересовать рекламодателей оказалось непросто. "За пять дней набрали чуть меньше 2000 подписчиков, но один из роликов уже пробил 20 000 – это наш средний охват в последние месяцы, – говорит Балакирев. – Настроены позитивно – значит, контент, который мы делали, люди смотрят".
В особенно сложном положении оказались более молодые и небольшие проекты, которым еще только предстояло завоевывать популярность. Их бюджет целиком зависел от средств букмекеров. По оценкам блогеров, сопоставимый по охвату канал мог приносить около 1 млн рублей ежемесячно.
Причины ужесточения политики
Ранее правила YouTube разрешали рекламу азартных игр и ставок при условии соблюдения ряда условий. Но в реальности большинство российских блогеров попросту игнорировали установленные ограничения.
Руководство платформы же было вынуждено ужесточить надзор за размещением букмекерской рекламы, поскольку законы многих стран запрещают ее распространение. В декабре 2023 года регуляторы Италии уже выписали штраф YouTube в 2,25 млн евро за аналогичные нарушения. Ну а недавно за рекламу азартных игр была оштрафована другая известная социальная сеть – X, которая принадлежит Илону Маску.
Претензии к видеохостингу из-за игнорирования запретов на рекламу азартных игр регулярно поступали из различных юрисдикций. Блокировка российских каналов стала частью более масштабной компании по наведению порядка в условиях ужесточения мировой политики в области регулирования букмекерской деятельности.
Перспективы для отрасли
После масштабной волны блокировок спортивная блогосфера на YouTube осталась в растерянности. Многие проекты лишились средств к существованию, а их дальнейшая судьба под вопросом.
Очевидно, что букмекерским конторам придется заново выстраивать отношения с авторами, опираясь на новые реалии. При этом каналам потребуется искать альтернативные источники монетизации, пытаясь сократить зависимость от ставочных компаний.
В любом случае, переходный период рискует оказаться весьма непростым и болезненным для всего спортивного сегмента отечественного YouTube.