Стихи на заказ. Нюансы работы в ультраспецифичной сфере.
Лидер в сфере написания стихов на заказ делится спецификой коммерческого стихосложения и рассказывает о своём подходе к делу.
Я профессионально работаю в сфере написания стихов на заказ уже 7 лет. Не беру в расчёт тот период, когда набивал шишки в качестве частного автора, а начинаю отсчёт с того момента, когда основал агентство «Подари Стихи». На момент написания статьи оно является лидером в своей нише. При желании вы можете лично убедиться в этом, введя в браузер соответствующие поисковые запросы.
Несмотря на то, что на первый взгляд данная ниша кажется простой и понятной, при тщательном рассмотрении и глубоком погружении можно ощутить всю многослойность и неоднозначность данного вида деятельности.
Стихи на заказ – определённо не для всех. И когда я пишу «не для всех», то имею в виду и авторов, и потенциальных клиентов. Далеко не каждый автор, пишущий прекрасные стихи по велению сердца, сможет написать хоть что-то дельное по велению рубля. И практически никто из огромного количества людей, ищущих в интернете бесплатные поздравления в стихах, не горит желанием заплатить за эту услугу деньги.
Ежемесячная частотность запроса «поздравления в стихах» в Яндексе – 884 000. При этом запрос «заказать поздравление в стихах» за тот же временной период вводят лишь 34 раза.
В попытках расширить клиентскую аудиторию я неоднократно показывал рекламу своих услуг и тем, кто ищет бесплатные поздравительные стихи, и тем, кто просто хочет незаурядно поздравить с праздником, но пока ещё не знает, как. Это не работает!
Ну не заказывают стихи те, кто изначально не готов за них платить. Чихали они на эксклюзивность, на персонализацию и на автора. Каким бы он ни был.
У этой услуги своя клиентура. Она очень узкая и заведомо оформленная. Обычно эти люди любят читать стихи, в полной мере осознают силу слова, являются чувственными натурами (или же, наоборот, «суховаты» и в полной мере осознают это), ценят эксклюзивность, не являются прожженными материалистами. Часто у них всё в жизни уже есть и поздравляют они представителей этой же категории, поэтому материальные подарки автоматически уходят на второй план. Эти люди дарят эмоции!
Считаю, что для осязаемого успеха в коммерческом стихосложении нужно не только быть поэтом, но и отлично понимать тех, кто обращается за услугой. Понимать не на уровне языка, а на уровне эмоционального интеллекта.
Иногда клиенты обращаются ко мне уже после того, как получили негативный опыт где-то ещё. Естественно, демонстрируют вариант, который не подошёл. Когда проблема в ритмике и рифмах – одно дело. Обычно это означает, что автор не умеет по-другому или же не посчитал нужным сделать иначе (например, счёл клиента невзыскательным). Но иногда чётко прослеживается тот факт, что автор просто не уловил очевидную волну.
Представьте себе ситуацию с заказом стихотворения ко дню рождения. Клиент предоставляет информацию без какой-либо высокопарности в тексте и в результате получает стилистически выдержанное, но крайне высокопарное произведение, в котором и «очи в цвет небесной синевы», и «златокудрая глава», что крайне диссонирует с постановленной задачей и образом мышления человека, поставившего эту задачу. Непорядок. Как показывает практика, оптимальная стилистика стихотворения напрямую зависит от того, какие речевые обороты использовал клиент при формировании ТЗ.
Или, например, стихи с признанием в любви. Здесь важен каждый нюанс: на каком уровне находятся отношения? Идет ли речь о первом робком признании понравившейся однокурснице или о выражении зрелых чувств человеку, с которым уже давно крепко связала жизнь?
Стандартное «я тебя люблю» имеет множество оттенков, которые как раз и должен уловить исполнитель заказа. Огромное значение при этом имеет и первоначальная постановка задачи, а следовательно, умение автора задавать уточняющие вопросы и получать именно ту информацию, те мысли и чувства, которые предстоит отразить в тексте стихотворения.
Если нет стремления быть на одной волне с заказчиком, то вряд ли получится создать стихотворение «от его лица», в лучшем случае – нечто усредненное.
Откровенный провал – это подход при котором автор пишет как бы «от себя», основываясь на своём субъективном понимании ситуации. В результате – не тот уровень эмоций, не те слова и выражения, не те акценты.
Нужно писать так, чтобы каждый обратившийся за стихами человек (независимо от степени своей поэтической подкованности) получал как минимум крепко сбитое, грамотное и правильное с точки зрения теории стихосложения произведение, которое соответствует его внутреннему миру, его пониманию ситуации, его чувствам и, в идеале, манере общения. Именно такой подход я практикую, и он на сто процентов себя оправдывает.
Это требует огромных усилий по подбору достойных авторов, и такую работу я, как руководитель стихотворческого агентства, веду постоянно.
Наиболее распространенная причина по которой я далеко не всегда оставляю в коллективе, казалось бы, действительно талантливых авторов, – это их привычка полагаться на некую «музу», периодически садящуюся на плечо и нашептывающую поэтические строки. При написании стихов на заказ это явление вызывает кучу проблем: то она не так села, то не села совсем, то нашептала что-то не соответствующее ТЗ (техническому заданию), то задала такой стихотворный размер, в который невозможно поместить обязательные ключевые фразы, наименования, аббревиатуры, имена и отчества – а это необходимо было учесть заранее. Прагматичный подход претит человеку, привыкшему полагаться на музу.
Благо авторы, грамотно пишущие в любом стихотворном размере, умеющие обращаться с рифмами и при этом тонко чувствующие заказчика всё-таки существуют, и я с гордостью могу сказать, что у меня работают именно такие.
Если вы хотите порадовать близкого человека или же вам нужны стихи на заказ по какой-то другой причине – обращайтесь в агентство «Подари Стихи» или ко мне лично (на сайте есть такая возможность). Будьте уверены, что поставленная вами задача будет выполнена наилучшим образом. Результатом в обязательном порядке будете довольны и вы, и слушатели.
Спасибо за внимание и хорошего вам дня.