Коренные народы Таймыра выступили против запрета на рыбную ловлю в 2022 году
В будущем году Росрыболовство может обнулить квоты на промышленную и традиционную добычу биоресурсов в Норило-Пясинской озерно-речной системе, объем которых до сих пор составлял 254 тонны в год.
При этом разрешенный вылов на научно-исследовательские цели в тех же водоемах будет увеличен сразу в 18 раз – с 4-х до 71,45 тонн. Представители коренных малочисленных народов Севера уверяют, что столь странное решение регулятора может поставить местные рыболовецкие общины в буквальном смысле на грань выживания.
Логика Росрыболовства продиктована выводами подведомственного Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, однако проследить за ней довольно непросто. Так, зимой 2021 года, когда федеральное ведомство принимало решение сохранить квоты на Таймыре на прежнем уровне, у экспертов ВНИРО не было никаких возражений. Их и не могло быть: регулятор основывался на результатах Большой норильской научно-исследовательской экспедиции, организованной учеными Сибирского отделения РАН для оценки состояния экосистемы региона после утечки топлива в мае 2020 года. Исследования показали, что предпринятые меры по очистке водоемов дали свои плоды, к тому же «местная микробиологическая система показала высокую способность к самоочищению от органического загрязнения». Но не прошло и полгода, как риторика резко сменилась: если раньше Росрыболовство утверждало, что авария под Норильском почти не сказалась на популяции рыб, и экосистема восстановилась быстрее, чем предсказывали, то теперь ведомство утверждает, что в результате прошлогодней утечки акватория Норило-Пясинской озерно-речной системы пострадала столь сильно, что промышленный вылов рыбы здесь просто невозможен.
Заметим, что нынешние выводы делаются вопреки оптимистичным данным таймырских рыболовецких общин, которые регулярно сообщают о том, что рыбы в местных реках в этом сезоне настолько много, что Росрыболовство вполне могло бы безболезненно увеличить разрешенный объем квот. Поэтому новость о том, что в будущем году здешние промысловики могут и вовсе остаться без рыбы, стала для представителей коренных малочисленных народов настоящим шоком. Без рыбы – это значит, без продуктов, без лекарств, без средств к существованию. «Если у нас еще и рыбу заберут, не знаю, как мы дальше жить будем. Мы ведем традиционный уклад, но чтобы купить бензин, сети, запчасти, платить налоги, и самим жить, нам нужны эти квоты и доходы от продажи рыбы. Более 70 тонн для проведения научных исследований – это огромные объемы. Они что, продавать ее будут? Для какого дяденьки готовят площадку? И что нам прикажете теперь делать – уходить в браконьеры, чтобы нас штрафовали. По факту, всех КМНС такими решениями кидают за грань возможного, заставляют нарушать закон», - комментирует ситуацию Марита Эйдугей из общины «Арылар».
Инициатива регулятора ожидаемо вызвала возмущение представителей общин Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. «Никто не против, чтобы на Пясине был лов в научных целях. Но пусть они у нас покупают эту рыбу! С точки зрения государства это было бы правильнее, ведь даже промысле в научно-исследовательских целях нужно сначала организовать, то есть это стоит денег. На мой взгляд, это нецелевое расходование бюджетных средств, это не в интересах государства. Было бы правильнее, чтобы у нас выкупали рыбу, которую мы выловим по своим лимитам. И мы продолжим сидеть на насиженных местах, и ученые получат рыбу для исследований», - считает представитель промысловых общин Аксинья Поротова.
Главы таймырских рыболовецких общин уже направили в Минсельхоз, Росрыболовство, ВНИРО и прочие профильные организации письмо с требованием не допустить принятия спорного решения, которое лишит их основного источника дохода. «Росрыболовство должно ответить, почему у представителей местных общин забирают большую часть возможного улова. Готовы ли чиновники гарантировать, что представители коренных малочисленных народов Севера смогут заниматься рыболовством? При этом до ледостава многие общины должны выдвигаться на места промыслов, значит, ответ нужно получить в течение 40-45 дней», — заявил вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Валерий Вэнго.
18:56 Сегодня