В Питере – жить: как влияет на людей городская архитектура
Специалисты рассказали, что плохого в «многоэтажках-человейниках» и стоит ли второму «Лахта Центру» вмешиваться в петербургский антураж.
Эксперты сходятся во мнении, что окружающая человека обстановка напрямую влияет на его эмоциональный фон, поведение, манеру речи и даже мышление. Так, жители мегаполисов отличаются особой торопливостью – москвичи и петербуржцы больше, чем жители провинциальных городов, ценят свое время и стараются его сберечь, ежедневно преодолевая огромные расстояния. Жителей некрупных городов характеризует размеренный и неспешный темп жизни.
Особое место среди влияющих на человека факторов специалисты отводят городской архитектуре – например, есть мнение, что петербуржцы априори обладают наиболее высоким культурным уровнем, поскольку с детства «впитывают» в себя изысканную атмосферу петровских дворцов с их лепниной, молочно-белыми скульптурами, плавными изгибами арок и пышными парадными. Как отмечает кандидат психологических наук, ординарный доцент Института дизайна и урбанистики ИТМО Ирина Шмелева, это подтверждают многочисленные исследования.
В одном из экспериментов петербуржцам показывали фотографии разных частей города и наблюдали за их реакцией. Примечательно, что кадры с историческими зданиями вызывали у респондентов воодушевление и интерес – им хотелось узнать, что было в этих зданиях раньше, кто там жил. Фотографии с однотипными «человейниками», напротив, порождали у людей апатию, тревогу и уныние – многие признавались, что с радостью оттуда бы убежали.
«Поэтому разгадка культурного кода петербуржцев лежит, в том числе, и в архитектуре города. Проживание или частое пребывание в районе с хорошей исторической архитектурой постепенно формирует эстетический вкус, представление о гармонии. Люди стараются уважительно относиться к другим, соблюдать этические нормы и даже говорят более грамотно», – объяснила Шмелева.
Урбанист Аркадий Гершман уверен, что для поддержания здорового эмоционального фона населения городу необходим «человеческий масштаб» инфраструктуры – это небольшие улицы и дома максимум в пять этажей. Такая обстановка создает у горожан ощущение уюта и защищенности, все вокруг кажется близким, знакомым и понятным. Многоэтажки, строительством которых сейчас грешат практически все российские города, создают обратный эффект – человек, сидя в своей условной квартире на 25-м этаже такого современного «человейника», зачастую чувствует себя потерянным и одиноким. Он не знает своих соседей, окружающий пейзаж, состоящий из точно таких же многоэтажек, удручает, а для обыкновенного похода в магазин ему нужно преодолеть с десяток этажей на лифте.
На почве этого продолжаются вечные споры петербуржцев насчет «осовременивания» города. Некоторые архитекторы приветствуют это, полагая, что Северная столица должна идти в ногу со временем, другие же болезненно относятся к малейшим «посягательствам» на исторический фонд. Так, сейчас в центре дискуссий оказался знаменитый «Лахта-центр», который в будущем может обзавестись «двойником-великаном».
Концепцию небоскреба «Лахта Центр-2», который будет претендовать на звание одного из самых высоких в мире, «Газпром» представил еще 25 мая. Он задумывается как спиралевидное 150-этажное здание с зелеными насаждениями и обзорной площадкой на рекордной высоте 590 метров. Высота самого небоскреба составит 703 метра – на 241 больше, чем у его предшественника.
Ирина Шмелева подтвердила, что архитектурные проекты «Газпрома» и впрямь стали «горячей» темой для обсуждения. Некоторые знакомые ей архитекторы даже выступили за то, чтобы «Лахта Центр-2» обосновался не на окраине, а в самом сердце города – в историческом центре. Они уверены, что второй небоскреб составит неплохую компанию своему собрату, который пока что смотрится слишком одиноко, возвышаясь над Петербургом.
«В принципе с точки зрения того, что там появится второе здание – это неплохо. Одно оно торчало слишком одиноко, и все это вызывало какие-то тоталитарные ассоциации. Когда там целый куст – впечатление все-таки более живое», – говорит архитектор Алексей Левчук.
Руководитель архитектурной мастерской «Б2» Феликс Буянов усмотрел в этом прежде всего экономическую выгоду.
«Конечно, у этого проекта есть плюсы. Как минимум, он принесет новые крупные инвестиции в город», – отмечает он.
Вместе с тем эксперты предвидят бунт со стороны петербуржцев – очевидно, что идея понравится далеко не всем.
«Проект ждет вал исков градозащитников по всем видам согласований, разрешений и документации — мы это видим сейчас по ситуации с Охтинским мысом»», – предупреждает руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
В целом, по словам Ирины Шмелевой, большинство горожан не разделяет энтузиазм руководства «Газпрома» и считает, что постройка разрушит гармонию привычного им Петербурга с его нежными пастельными тонами. Сама доцент также не приветствует строительство второго небоскреба и считает, что властям для начала было бы неплохо разобраться с первым, назначение которого пока что не до конца понятно.
«Все это похоже на соревнование «у кого небоскреб выше». Более того, нужно учитывать наши погодные условия – из-за низкой облачности половину башни часто просто не видно», – отметила доцент.
17:24 Сегодня