Как переориентация русских и белорусских портов заставила Латвию и Литву отбирать друг у друга транзит
Транзитный кризис в Латвии привел к выяснению отношений между руководителями портов и правительственными чиновниками.
Первые возмущены тем, что Министерство сообщения не находит выход из сложившейся ситуации, а вторые заявляют, что портовики должны активнее работать для привлечения нового транзита.
По мнению управляющего Вентспилсским портом Андриса Пурмалиса, в Латвии необходимо выравнивать условия конкуренции для всех морских гаваней страны. Рига находится значительно ближе к грузоотправителям, этим и выигрывает у Вентспилса. В связи с этим Пурмалис предложил установить равный железнодорожный тариф от границы в оба порта.
Клайпеда еще не остановила транзит белорусских удобрений. «А что происходит у нас? Санкции касаются минеральных удобрений или нефти — латвийские банки сразу заявляют, что в течение двух недель надо прекратить любые отношения с предприятиями стран, против которых введены санкции, так как это якобы рисковый сегмент. Латвия всегда слишком послушна, а литовцы продолжают торговать. И тут возникает вопрос: только ли наши порты и грузовые терминалы виноваты в возникшей ситуации?», —спрашивает Пурмалис.
Этот вопрос был адресован министру сообщения Латвии Талису Линкайтсу. Министр рассказывал ранее, как Пурмалис старался привлечь транзит зерновых из Литвы, но владельцев груза его предложение не заинтересовало из-за большого количества просыпи зерна.
«Поэтому я призываю работающих в порту предпринимателей самим осознать: никто вам грузы не принесет, и с неба они не упадут. Если у нас в Вентспилсе есть терминалы, у которых нет ни своего отдела маркетинга, ни даже только специалиста по привлечению грузов, то на что надеются владельцы? Никто им грузы не преподнесет — в условиях острой конкуренции так не происходит», — поясняет Линкайтс.
На этот конфликт обратила внимание Литва, так как именно с ней предлагает конкурировать Линкайтс за транзит продукции отечественного производства. «Нужно работать с грузами, которые создаются в Латвии, но сейчас идут в Клайпеду. Их нашим портам нужно было бы "отбить"», — заявил чиновник.
Теперь перед латвийскими портовиками поставлена задача отобрать грузовые потоки у Литвы. Управляющий Вентспилсским свободным портом уже пытается это сделать, но пока что всё безуспешно.
Это очередное подтверждение того, что в условиях изменения российского и белорусского транзита обостряется конкуренция между портами Прибалтики.
Также Линкайтс намекнул, что Латвия может воспользоваться конфликтом между Вильнюсом и Пекином для своей выгоды.
Подобная ситуация уже происходила несколько месяцев назад, когда Лукашенко решил наказать Литву. Порты Латвии тогда совсем немного нарастили транзит белорусских нефтепродуктов. И хотя у Риги была уникальная возможность, никто не стал работать над привлечением грузов из Беларуси из моральных соображений.
Но никаких табу на сотрудничество с китайскими грузоотправителями в Европе не существует, да и положение транзитной отрасли Латвии постоянно ухудшается. Раньше Линкайтс считал, что в 2021 году ситуация улучшится, но эти прогнозы не сбылись.
Исполнительный директор общества «Балтийская ассоциация — транзит и логистика» Иварс Ландманис предполагает, что и Риге, и Вентспилсу, и Лиепае стоит быть готовыми к дальнейшему сокращению грузопотока. Уже второй год подряд суммарно все порты Латвии обрабатывают меньше груза, чем одна только Клайпеда.
Наиболее очевидным для Латвии напрашивается искать новые транзитные потоки у соседней Литвы.
Но и без вмешательства конкурентов Клайпедский порт рискует потерять своё транзитное преимущество. Если он в декабре перестанет обрабатывать продукцию «Беларуськалия», то потеряет почти 25% от своего грузооборота, а это убыток в десятки миллионов долларов ежегодно.
Это означает, что Литва сама будет искать альтернативные пути увеличения грузовых потоков, и первые, на кого она обратит внимание – это еще не ушедшие из Риги, Вентспилса и Лиепаи грузоотправители.
Литва и Латвия практически всегда конкурировали в сфере транзита. В 2008 году «Литовская железная дорога» разобрала рельсы на участке Маажейкяй-Реньге, из-за чего польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen экспортировала свою продукцию не через Ригу, а через Клайпейду. Такой «экстренный ремонт» принес латвийским железнодорожникам убытки на сумму более 80 млн евро, ведь Литва ремонтировала железную дорогу более 10 лет.
Сегодня эта борьба обещает разгореться ещё сильнее.
17:47 Сегодня