Виртуальная реальность: все за и против от эксперта и разработчика
Технические новинки – двигатель прогресса. Подобно колесу истории они сметают всё вчерашнее на своём пути.
Виртуальную реальность (VR) простой обыватель встречает настороженно. Эксперт по разработке и внедрению VR-технологий Расиль Валеев рассказывает о всех нюансах и реакциях организма на погружение в виртуальную среду. Кого-то укачивает, у других кружится голова. Впрочем, это нормальная реакция организма особенно, когда в первый раз надеваешь очки или шлем. Круто попробовать! Ты – в другой реальности, всматриваешься в картинку, а органы слуха и зрения реагируют на виртуальные события. Сюжет меняется, все мелькает, двигается, перед тобой открываются неизведанные дали, оторваться невозможно, но, кружится голова… Твой мозг диктует другое и, словно, защищает тебя от чего-то ранее незнакомого. Тогда – отбой! Зачем терпеть? Прекращай сеанс и возвращай к виртуальной реальности позже, когда всё пройдет.
В такой ситуации лучше всего выбрать игры без рассинхрона, используя режимы «виньетки», «телепорта» или другие опции. Главное, настроить игровой процесс под свои собственные ощущения. И тогда, вперед! Познавай мир заново!
Со временем укачивание, головокружение проходит. А чтобы не рисковать перед покупкой, можно протестировать свои ощущения в салонах виртуальной реальности, выбрать несколько сеансов игр.
Многие интересуются, а можно ли играть с нарушением зрения, а если у тебя очки? Конечно, удобнее сменить очки на линзы, но VR-система надевается поверх очков. Так что беспокойства эти излишни.
Да и в целом противопоказаний по здоровью для использования VR- систем нет. Единственное, имеет значение психическое состояние игрока. Если с эти проблемы, то надо очень внимательно выбирать контент, избегать ярких и особо динамичных сцен, захватывающих, диких спецэффектов. А ещё не лишне подумать о том, как после прогулок по эффектным виртуальным пейзажам вам придется вернуться на землю обетованную, в суровую реальность.
Многие, далекие от VR технологии люди, спрашивают, а что там? За очками или шлемом? Что нас ждет, какой мир?
А любой! В зависимости от контента. Можно побывать в космосе, на различных планетах, можно гулять по Парижу, Лондону, или смотреть захватывающие фильмы в 3D-формате, или играть.
Сначала были гарнитуры. Они не имеют никаких специфических требований, потому что сами по себе не являются цифровым устройством. Всё зависит от вашего смартфона. Некоторые модели очков накладывают ограничения только на используемые модели для смартфонов. Например, Samsung Gear VR можно использовать только со смартфонами Samsung и то далеко не со всеми. А есть универсальные, в которые можно вставить любой смартфон Надо учесть, что игры для смартфонов более простые.
В шлемах же всё по-настоящему, по-взрослому, игровое пространство полностью взаимодействует с тобой. Игры - тоже такого же класса! Да и компьютер нужно подбирать получше, учитывая, что чем мощнее процессор и видеокарта, тем более высокие настройки графики вы сможете выставить в игре. Такие шлемы как HTC Vive, Valve Index, Samsung Odyssey - дают возможность подключиться к компьютеру, и погнали!
Есть и системы без подключения, такие как революционный Oculus Quest и Oculus Quest 2 дают возможность погрузиться без кабеля, ну а если нужна вычислительная мощь для тяжелой игры - тогда тот же Oculus и подключайся!
А вот как реализовать игровые действия? Отвечаю. контроллерами - джойстиками. Виртуальные контролёры дадут вам, во-первых, мобильность, а во- вторых, то самое, за что так любят VR – погружение. Это ни с чем несравнимое чувство созерцания неизведанного!
С наличием полноценной VR-системы и контролёров «махалок» вы полностью погружаетесь в игру, а контролёры имитируют ваши руки. Ну а выше упомянутый Oculus Quest 2 вообще может отслеживать Ваши руки, то есть погружаемся по взрослому. Правда пока не во всех играх и приложениях - но ждёмс.
И вот ещё вопрос. Такой, совсем небольшой. Сколько места займёт в квартире VR-система? Вы будете удивлены. Путешествовать, играть, смотреть фильмы в виртуальном мире можно… на трёх квадратных метрах! А кто то умудряется и на меньшем пространстве..
Размахивайте руками, делайте несколько шагов, но если в порыве виртуального погружения вдруг начнёте выходить за периметр игровой зоны, который, кстати сказать, можно изначально задать в игровых настройках, шлем предупредит вас об этом. Вместе с этим, можно использовать и естественные, реальные ограничители. Многие обкладываются подушками, или одеялами, некоторые используют коврики в игровой зоне. Лучше всего играть вдали от хрупких предметов и электроники.
Часто задают вопрос: AR и VR - это одно и то же? Отвечаю. Нет.
АR – augmented reality, «дополненная VR реальность». Чтобы было понятно, поясню. Она буквально «накладывает» виртуальные объекты на реальное пространство. Как пример приведу нашумевшую игру в покемонов Pokemon GO, только на этом потенциал АR, разумеется , не заканчивается.
Дополненная реальность активно используется в медицине, инженерии, архитектуре, дизайне. Казалось бы, технологии различны, а сферы применения относительно схожи.
В VR же, вы словно отсекаете реальный мир и полностью погружаетесь в цифровую среду, и она откликается на ваши движения. В АR вы смотрите на реальный мир, но с дополнительными элементами – объекты, разметки, чертежи, подписи, мультимедиа объекты в играх.
Кстати, есть ещё МR-mixed reality, «смешанная реальность», объединяющая АR и VR. Это, когда вы полностью ощущаете себя в реальности, но вокруг происходит что-то цифровое, и вы взаимодействуете с этими объектами. Главное отличие от АR в том, что в дополненной реальности объекты просто накладываются сверху как картинка или голограмма, а в МR они полностью интегрируются в реальную среду, имея физические и пространственные точки соприкосновения с реальными объектами.
Детское обучение
У технологии виртуальной реальности большое будущее. Многие пользователи понимают, что с их использованием улучшится процесс обучения детей, сложные темы найдут простое объяснение, у детей вырастет интерес к новым знаниям, материал будет усваиваться значительно легче и быстрее.
Но многие родители вполне оправданно опасаются за здоровье детей. Не вызовут ли VR-очки близорукость, не скажутся ли негативно на осанке детей?
Да, технология достаточно молода, и медицинских исследований было немного. Но ученые работают, проводят эксперименты, и вот к какому выводу пришли. Объективная и субъективная оценка усталости зрения существенно не отличается при использовании дисплея виртуальной реальности и двумерного дисплея. Это может говорить о страхе перед новым форматом, но не являться реальной угрозой.
Подобные
опасения пользователей были впоследствии свойственны очень многим изобретениям,
без которых мы уже не представляем жизнь: телефону, телевизору, компьютеру и
планшету. При этом, изучая все эти технологии, учёные сошлись во мнении – всё
хорошо в меру. Вполне очевидно, что к виртуальной реальности данное утверждение
также применимо.
14:46 Сегодня