Как два брата сделали первый в Ингушетии агрегатор услуг
Алексей и Александр Чановы — московские программисты, корнями из Ингушетии. В 2021 году братья поняли, что их родная республика нуждается в удобном сервисе, с помощью которого местный бизнес может заявить о себе, а клиенты найти нужную услугу. Крупные российские компании обходили Ингушетию стороной, поэтому Чановы, специализирующиеся на разработке мобильных приложений, сами сделали агрегатор.
Что подтолкнуло нас сделать VayToday?
Мы оба живем и работаем в Москве, но корнями мы из Ингушетии и часто ездим на Кавказ навестить родных. В Ингушетии не самая простая социально-экономическая ситуация. Там высокая безработица и нет крупных предприятий.
Те, кто хочет зарабатывать, открывают бизнес. Правда, заниматься малым предпринимательством в Ингушетии трудно из-за ограниченных возможностей привлечения клиентов. Здесь по-старинке рекламируются на телевидении, уличных билбордах, которые выкуплены на месяцы вперед, и надеются на принцип «сарафанного радио». Это работает плохо, потому что молодежь не смотрит телевизор, а рекомендации знакомых не всегда бывают полезными.
Поняв эту проблему, мы задумались о создании собственного приложения. Мы хотели, чтобы оно помогло бизнесу привлекать клиентов, а местным жителям дало бы возможность сравнивать и выбирать лучшее. Проведя анализ рынка, мы поняли, что у нашего приложения не будет конкурентов ни внутри республики, ни за ее пределами. Качественных местных разработок в Ингушетии нет, а крупные российские компании слабо заинтересованы в локальном рынке.
Как недорогая демо-версия дала большой фидбек
Отсутствие конкурентов, с одной стороны, было преимуществом, с другой, создавало проблему. В открытом доступе не существовало хранилища с информацией о местных компаниях. Нам пришлось вручную создавать собственную базу данных. Мы решили сначала сделать демо-версию, получить на нее отзывы, а затем приступить к работе над итоговой версией приложения.
Наше решение оказалось удачным. Мы закупили рекламу у местных блогеров. Те предложили своим подписчикам воспользоваться нашим приложением и поделиться впечатлениями. Тестовую версию опробовали около 1000 пользователей, многие из которых были предпринимателями. От них к нам пришла качественная обратная связь с предложениями по улучшению функционала.
На демо-версию мы потратили скромную сумму — 150 000 рублей. Нам удалось сэкономить благодаря тому, что всю работу мы сделали самостоятельно, вдвоём. Полученные отзывы и рекомендации облегчили нам создание финальной версии приложения. Мы добавили функционал, отвечающий требованиям местных предпринимателей и их клиентов.
Финальная версия, продвижение и монетизация
Для работы над конечным продуктом мы наняли программистов, дизайнера и менеджеров. Мы специально привлекли местных специалистов: с одной стороны, это поддержка земляков, а с другой — уверенность в том, что наши работники хорошо понимают особенности локального рынка.
На разработку итоговой версии приложения у нас ушло полгода. Сначала мы создали сервер для хранения данных о компаниях, затем сделали авторизацию, подключили систему рейтинга компаний и возможность оставлять отзывы. Далее мы сделали админку на сервере и в приложении, интегрировали «Яндекс.карты». Последним этапом разработки стало подключение возможности поделиться понравившейся компанией или услугой. В марте 2021 года мы запустили приложение и начали масштабную рекламную кампанию.
С помощью пиар-агентства мы договорились с известными ингушскими предпринимателями о рекламе, купили размещение на местном телевидении, у блогеров, повесили баннеры на улицах, договорились о рекламной поддержке с университетами. Менеджеры обзванивали предпринимателей, рассказывали о нашем приложении и помогали пройти регистрацию.
Мы оцениваем расходы на проект примерно в 2000 000 рублей. Рассчитываем, что средства окупятся за два года. Рекламная кампания оказалась удачной и привела к нам несколько тысяч предпринимателей. По нашей оценке, сейчас в приложении зарегистрировано 50% бизнеса сферы строительства и 40% компаний и услуг в направлении туризма и развлечений республики.
Монетизация происходит через продажу рекламы бизнесу. Размещение в приложении бесплатное, но предприниматели могут купить рекламу на главной странице. Возможно, в будущем мы введем абонентскую плату.
VayToday активно работает полтора года, мы провели анализ, как запуск приложения повлиял на рынок услуг в Ингушетии. Получилось, что нами был создан доступный инструмент для развития местного бизнеса: предприниматели, у которых нет денег, чтобы купить дорогостоящую рекламу на билбордах или телевидении, с помощью приложения могут бесплатно заявить о себе. Пользователям стало легче найти то, что они ищут: теперь все собрано в одном месте с реальными отзывами. Приложение стало местной альтернативой крупным федеральным сервисам, которые не популярны в республике.
12:30 Сегодня