«Невольницы» Анны Троянской.
7 марта 2025 года, в канун Международного Женского дня, в Усадьбе на Перекопской, что в московском районе Зюзино, состоялась премьера спектакля Театра Полифонической Драмы «Невольницы» по пьесе Александра Островского. Зрительский интерес к спектаклю был настолько велик, что некоторые ценители театра, которым не хватило мест в зале, насаждались постановкой стоя.
Эта комедия в четырёх действиях была написана в далёком 1881 году. Она о взаимоотношениях в среде русских промышленников, точнее, о чистой, прекрасной любви, которая способна побеждать корысть. Ещё она о женских судьбах, и о том, как из-за общественных предрассудков позапрошлого столетия представительницам прекрасной половины человечества нелегко было бороться за личное счастье.
Мало кто в наше время может сделать то, на что осмелилась режиссер спектакля Анна Троянская, соединившая пьесу «певца Замоскворечья» с музыкальными фрагментами. Герои исполняют забытые старинные романсы с чудными мелодиями и текстами, повествующими о купеческой жизни. Спектакль создан в живом, реалистичном ключе, нет и следа распространённого сегодня в театрах формализма, и песни вносят тут свой ценнейший вклад, подчёркивая характеры персонажей.
Немаловажное воздействие на зрителя оказывает и обстановка усадьбы, которой когда-то владели бояре и князья, а потом купцы Российской Империи.
Реалистичная, талантливая игра актеров, исполняющих роли купцов, их жен и слуг впечатлила избалованного московского зрителя, который словно подглядывал за происходящими в усадьбе перипетиями.
Главную роль Евдокима Егорыча, русского купца, предпринимателя XIX века исполнил Виктор Владимиров, сыгравший более 100 ролей на подмостках отечественных театров. Евдоким Егорыч предстаёт благородным человеком, который наконец-то нашёл настоящую любовь и готов ради нее пойти наперекор основанным на Домострое традициям своего круга. Стоит отметить, что московское купечество славилось по всему миру деловой хваткой, смекалкой и огромной изобретательностью в делах, а также щедростью и огромной любовью к соотечественникам и своей стране, что выражалась в благотворительности. Именно такая личность в центре этой пьесы великого драматурга, которая отличается занимательным и нестандартным сюжетом, но нечасто исполняется в наше время.
Нестареющий сюжет произведения актуален ещё и потому, что супруга главного героя, бесприданница с прекрасным и редким в наше время именем Евлалия, увлечена модными заграничными романами с любовным сюжетом, подобно некоторым представительницам нынешней молодёжи, мечтающим о пресловутой «хорошей жизни» где-то там, далеко… Увлечённая литературными сказками, главная героиня, которую оригинально исполнила Анна Троянская, выдумала себе некую призрачную любовь, и, даже будучи замужней дамой, продолжает оставаться в плену фантазий. Она жаждет воплощения своей мечты – соединения с другом детства, и в упор не видит положительных качеств своего супруга.
Впрочем, получив свободу в своих действиях и желаниях от богатого и великодушного мужа (который мог бы легко и безнаказанно ее проучить) Евлалия, в конце концов, обращает свое запоздалое внимание на человека, с которым она уже соединена самой судьбой.
Элитарную барыню, тоже втайне нарушающую все приличия и ничего не боящуюся, поскольку у нее имеется маменька с большими связями, сыграла Наталья Бояренок.
Об актёрах можно говорить ещё долго, поскольку все герои пьесы - характерные и имеют интересные линии развития, а язык произведения архаичен и изобилует устаревшими оборотами. Работа над такой ролью, заучивание реплик, как правило, занимает больше времени из-за старинных форм и склонений.
Интересна роль служанки Марфы, поскольку в постановках пьес Островского роли прислуги традиционно отдаются возрастным актерам. Но тут героиня представлена женщиной в самом соку, охотницей за богатыми мужчинами, смело флиртующей с купцами и даже влюбленной в главного героя. Исполняет Марфу Савостьяновну характерная актриса – Наталья Гузюк.
Фондкультурныхинициатив.рф
Каждая сцена тут интересна зрителю, герои находятся на перепутье и в смятении должны сделать выбор: Домострой или свобода чувств. Партнер Евдокима Егорыча (которого играет актер – Денис Урыков) обозначает выбор, надменно произнеся: «вольница или невольница».
Имеется в пьесе и классический герой-любовник, образ которого был Фондкультурныхинициатив.рфнетривиально истолкован в спектакле, как не лишенный некоторого обаяния чудаковатый недотепа, что добавляет нелепости и комизма (смелая работа актера Алексея Селиверстова).
Роль представителя низшей страты, опустившегося слугу, любящего раболепствовать и боящегося быть отправленным бурлаком на Волгу, стоит зачесть в успех актеру Алексею Гущину.
Данная комедия Островского уникальна небольшим количеством героев, перечисленных выше.
Обычно же в пьесах классика список действующих лиц велик.
Поэтика фирменного стиля Островского тут звучит непревзойденно и доподлинно, именно поэтому театр скоро будет участвовать в организации фестиваля творческого письма «Поэтика», направленного на обучение детей высокому литературному стилю.
Не осталась незамеченной и фраза «луч надежды еще блестит», что звучит для критиков антитезой драматургии пьесы «Гроза», с её «лучом света в темном царстве». В сущности, люди за полтора столетия изменились мало. Перед нами и сегодня стоят те же вопросы – о вере, честности, благородстве и искренности отношений. Островский, как никто, сумел подать «шекспировские» темы через смех, а Театру Полифонической драмы удалось представить зрителям театральную сагу о купеческом сословии, которое заботится в первую очередь о благостности и чести, и о своей Родине.
Следующий спектакль «Невольницы» состоится 20 марта в 19.00, по адресу:
Фольклорный театр «Москва» (бывший театр Рюминой).
Билеты по ссылке:
https://www.ticketland.ru/teatry/teatr-lyudmily-ryuminoj/nevolnicy/
Ссылки:
https://teatrpolifonia.ru/
https://vk.com/writing_festival
16:27 Сегодня